Дорогие друзья и гости нашего сайта! Спасибо, что заглянули к нам на огонёк! Если Вы хоть чуть-чуть заинтересуетесь нашим видом деятельности, это уже плюс нам как представителям спорта, связанным с притягательной с давних времён частью земного шара - небом. Наш аэроклуб является официальной организацией ДОСААФ и имеет все необходимые допуски и разрешения. Мы работаем по трём направлениям: планерный и парашютный спорт, а также обучаем управлением БПЛА. Мы будем очень рады, если сможем подарить вам небывалые ощущения и эмоции.
Планеризм - История
История создания аппаратов тяжелее воздуха заняла половину столетия от махолёта сэра Джорджа Кэйли в 1853 до первого самолёта братьев Райт. Однако планеризм как вид спорта появился только после Первой мировой войны как следствие Версальского мирного договора, который налагал серьёзные ограничения на изготовление и использование одноместных моторных самолётов в Германии. Таким образом в 1920-х и 1930-х годах пока авиаторы и авиаконструкторы во всём мире работали над усовершенствованием моторного самолёта немцы разрабатывали, совершенствовали и летали на всё более эффективных планерах, находя способы использования природных сил в атмосфере, чтобы совершать всё более дальние полёты с большей скоростью. Активная поддержка правительства обеспечила подготовку опытных лётчиков для военных самолётов ко времени, когда нацистская Германия аннулировала Версальские соглашения и стала готовиться ко Второй мировой войне — тем не менее, для большинства планеристов их спорт не имел никакого военного подтекста.
Первые соревнования по планерному спорту в Германии состоялись на Вассеркуппе в 1920г., их организатором выступил Оскар Урсинус. Время лучшего полёта составило две минуты, был установлен мировой рекорд дальности — 2 км. В течение последующих десяти лет эти соревнования стали международными, а планеристы показывали всё лучшие результаты продолжительности и дальности полёта. В 1931г. Гюнтер Грёнхофф пролетел 272 км из Мюнхена в Чехословакию, дальше, чем это считалось возможным.
В 1930-х планерный спорт получил распространение во многих странах. В программе летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине прошли показательные соревнования по планерному спорту, и он должен был стать олимпийским видом спорта на Играх 1940 года. Для этого в Германии был разработан планер Олимпия, но Олимпийские игры не состоялись в связи с началом Второй мировой войны. К 1939г. основные рекорды в планерном спорте были установлены советскими спортсменами, в том числе рекорд дальности 748 км.
Во время войны развитие планерного спорта в Европе было приостановлено. Несмотря на то, что в ряде военных операций Второй мировой войны были задействованы военные планеры, они летали, не используя восходящих потоков воздуха, и не были связаны с планерным спортом. Тем не менее, ряд немецких асов, включая Эриха Хартманна, начинали свою карьеру с обучения полёту на планерах.
Планерный спорт не стал Олимпийским видом после войны по двум причинам: во-первых, сказалась нехватка планеров; во-вторых, не был найден компромисс относительно единой модели планера для соревнований. Введение авиационных видов спорта, таких как планерный, в олимпийскую программу предлагалось руководством Международной авиационной федерации, но эти инициативы было отклонены в связи с недостаточным общественным интересом.
Во многих странах в 1950 годах многие подготовленные пилоты хотели продолжать летать. Среди них были также авиационные инженеры. Они создавали клубы и мастерские по изготовлению планеров, многие из которых существуют по сей день. Это способствовало развитию техники планирующего полёта и планеров; например, количество членов Американского общества планерного спорта возросло с 1 000 членов до 12 500. Увеличение количества пилотов, повышение их квалификации и технологический прогресс дали возможность устанавливать новые рекорды: например, довоенный рекорд высоты полёта был удвоен в 1950 году, а первый полёт на 1 000 км был осуществлён в 1964. Новые материалы, такие как стекловолокно и углеродное волокно, новые формы крыла и профилей, электроника, GPS и более точное прогнозирование погоды позволили многим пилотам совершать полёты, которые до этого считались невозможными. На сегодня более 500 пилотов совершили перелёт более чем на 1 000 км.
Вместо Олимпийских игр проводится Чемпионат мира по планерному спорту. Первый чемпионат был проведён в Вассеркуппе в 1937 году. После Второй мировой войны Чемпионат стал проводиться с периодичностью один раз в два года. В наше время проводятся соревнования в шести классах для обоих полов, кроме того, существует три класса для женщин и два - для юношеской возрастной категории. Германия - страна, где родился планерный спорт, поныне является мировым центром планерного спорта: в ней проживает около 30 % планеристов мира и три крупнейших производителя планеров. Тем не менее, этот вид спорта популярен во многих странах: по состоянию на 2004 год зарегистрировано 116 000 активных пилотов-планеристов и неизвестное число военных курсантов-планеристов. Ежегодно многие люди совершают свой первый полет на планере. При этом не имеет значения, являются ли их страны равнинными или гористыми, жаркими или умеренными, так как планеры могут летать над большей частью земного шара.
Развитие планерного спорта в СССР и России.
В России первые кружки планеристов были созданы в начале XX века в Москве, Тбилиси, Киеве, Петербурге и Крыму.
Началом массового развития планерного спорта в СССР считаются первые всесоюзные планерные испытания 7 ноября 1923 года в Коктебеле, на которых были зафиксированы первые рекорды СССР. Одним из инициаторов слёта был Константин Арцеулов. Hа первых испытаниях было представлено 9 моделей планеров, в том числе планер А-5 модели Арцеулова. Среди конструкторов планеров первого слета были С.В.Ильюшин, М.К.Тихонравов, В.П.Ветчинкин и Б.И.Черановский. В дальнейшем до 1935 года в Крыму ежегодно проводились слёты планеристов, на которых устанавливались рекорды мира и СССР. В это же время в стране строились планеры оригинальных конструкций, например, БП-2.
Развитие планеризма в СССР связано с ОСОАВИАХИМом. Его расцвет пришёлся на 1920—1930-е годы, когда начался настоящий бум планерных школ, добравшийся даже до провинции. В 1934г. было учреждено звание мастера планерного спорта СССР. К 1941г. советским планеристам принадлежало 13 мировых рекордов из 18, зарегистрированных Международной авиационной федерацией. В 1948г. создана всесоюзная секция планёрного спорта, с 1966г. самостоятельная федерация планёрного спорта. В 1949г. планёрный спорт включён в Единую Всесоюзная спортивная классификация, проводились чемпионаты СССР по планерному спорту.
Федерация планерного спорта России учреждена 2 ноября 1994 года.
Согласно Положению о Всероссийских соревнованиях по планерному спорту, соревнования проводятся в следующих основных дисциплинах:
полёты по заданному маршруту;
полёты по заданному маршруту через назначенные области;
полёты по маршруту, выбранному пилотом;
полёт на расстояние через назначенные области;
полёт на расстояние по выбору пилота.
История развития парашютизма
Исторические материалы России и других стран хранят сообщения о благополучном спуске с большой высоты на «крыльях», зонтах и других приспособлениях. Но первым достоверным изобретением такого рода является предложение гениального итальянского художника, архитектора, изобретателя и ученого Леонардо да Винчи, жившего в XV веке. Он писал: «Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет .бросаться с любой большой высоты без опасности для себя».
Поверхность предложенного Леонардо да Винчи устройства для спуска человека равна примерно 60 м2, а площадь миделя—30 м2. Эти данные близки современному парашюту, и спуск на таком устройстве должен был быть достаточно безопасным. Имея в виду, что в те времена не было научно обоснованных данных о сопротивлении воздуха, замечательным является такое точное определение основных размеров тормозной поверхности. Свое предложение Леонардо да Винчи не смог реализовать.
Отсутствие практической надобности в спуске человека с больших высот служило препятствием к изобретению и совершенствованию снарядов, делающих такой спуск возможном и безопасным.
Начало развития воздухоплавания, относящееся к концу XVIII века, и частые катастрофы несовершенных в то время аэростатов побудили изобретателей вплотную заняться созданием аппарата для благополучного спуска человека с большой высоты. Было предложено много устройств — раздуваемых плащей, зонтов и т. п., но наиболее совершенный аппарат такого рода построил и лично испытал французский физик С. Ленорман, спрыгнув в 1783 году с обсерватории. Интересно отметить, что Ленорман дал этому снаряду название «парашют», сохранившееся до сих пор. Это название произведено от двух слов: греческого «Пара» («пара») и французского «сhutе» («шуте»), что обозначает «против падения».
Первые парашюты, применявшиеся на аэростатах, имели либо обруч, либо спицы для того, чтобы купол был все время раскрыт и готов к спуску в любой момент.
Своеобразно сделана и подвеска парашюта к аэростату. Гондола прикреплялась к полужесткому парашюту, который, в свою очередь, соединялся с аэростатом. В 1785 году при одном из показательных полетов такой аэростат лопнул, а изобретатель его француз Бланшар благополучно спустился на парашюте на землю вместе с гондолой. Это был первый случай спасения воздухоплавателя при аварии воздушного шара.
Полужесткая конструкция парашюта была громоздкой, тяжелой и неудобной. В 1797 году после ряда катастроф аэростатов француз Гарнерен построил и лично продемонстрировал достаточно удобный воздухоплавательный парашют, который уже не имел каркаса. Его стропы соединялась с гондолой. Гондола, кроме того, соединялась с аэростатом с помощью разъемного устройства. Купол парашюта был подсоединен своей верхней частью к аэростату разрывной тонкой бечевкой. Таким образом, купол висел не стянутый и при разъединении гондолы с аэростатом быстро наполнялся.
После ряда спусков, сопровождавшихся сильным раскачиванием, Гарнерен сделал в куполе полюсное отверстие, что привело к более устойчивому снижению.
Первый прыжок из кабины самолета с парашютом принудительного действия был выполнен американцем Берри в 1912 году с высоты около 450 м.
Авиационный парашют - русское изобретение
В 1911 году наш соотечественник Глеб Евгеньевич Котельников, отлично понимая несовершенство парашютов того времени и принципиальную непригодность их для применения на самолете, разработал и запатентовал парашют, который в принципе удовлетворял всем основным требованиям того времени.
«Я понял,— писал Котельников в своих воспоминаниях,— что для употребления на самолете необходимо создать прочный и легкий парашют. Сложенный, он должен быть совсем небольшим. Главное, чтобы он находился всегда на человеке. Тогда летчик сможет спрыгнуть и с крыла, и с любого борта самолета».
Главной особенностью созданного Котельниковым парашюта явилась его автономность, возможность пользоваться им независимо от самолета. Кроме того, парашют Котельникова содержал новые и необычные для того времени элементы конструкции, и сейчас являющиеся совершенно обязательными для каждого авиационного парашюта.
Парашют Котельникова был компактен. Купол парашюта состоял из шелка, а не из плотного, иногда прорезиненного, материала. Стропы парашюта разделялись на группы и крепились к плечевым обхватам подвесной системы, а не к поясу летчика.
Все современные парашюты сконструированы по принципиальной схеме ранцевого парашюта Котельникова.
Позже, в 1923—1024 годах, Котельников предложил ранец для укладки парашюта в виде раскрывающегося конверта с лентами-ячейками (сотами) для строп. Котельников создаёт парашют РК-2 полужесткого типа и РК-3 с ранцем конвертообразной формы и резинками.
И принцип ранца в виде конверта и соты для строп также являются обязательной принадлежностью современного парашюта.
Бурное развитие авиации потребовало усовершенствования парашюта. Идея Котельникова о том, что авиационный парашют должен быть при летчике и раскрываться по его воле в любой момент после оставления самолета, восторжествовала. Во многих странах стали проектировать, изготовлять и испытывать такие парашюты.
В СССР первый вынужденный прыжок из самолета был выполнен 23 июня 1927 года летчиком-испытателем М. М. Громовым - Героем Советского Союза. Самолет, которым управлял Громов, не выходил из штопора, и его пришлось покинуть на высоте около 500 м. Оставление самолета и приземление произошли вполне благополучно.
Пионером парашютизма как спорта в СССР является летчик Леонид Григорьевич Минов.
Целым рядом показательных и экспериментальных прыжков Л.Г.Минов, его помощник Я.Д.Мошковский и их ученики шаг за шагом внедряли веру в безотказность парашюта, прыгая из самолетов разных типов на различных режимах полета.
Датой начала развития массового парашютного спорта в нашей стране является 26 июля 1930 года. В этот день в Воронеже на аэродроме начались первые в СССР прыжки военных летчиков под руководством Л.Г.Минова.
2 августа 1930 года - под Воронежем был совершен первый десант, прыгнуло 15 человек.
Если первый затяжной прыжок, выполненный 22 мая 1932 года Н.Евдокимовым, продолжался всего 14 сек., то уже через год рекордный прыжок В.Евсеева, выполненный в октябре 1933 года, составил 132 сек. С высоты 7200 м он пролетел более 7000 м и на высоте 150 м от земли раскрыл свой парашют.
В настоящее время современные парашюты позволяют выполнять прыжки из стратосферы.
Появилось много спортивных дисциплин по парашютному спорту, в которых наши соотечественники убедительно занимают ведущие позиции.