ПОУ Орловский аэроклуб ДОСААФ России

Профессиональное образовательное учреждение Орловский аэроклуб ДОСААФ России

авиационные виды спорта

     Дорогие друзья и гости нашего сайта! Спасибо, что заглянули к нам на огонёк! Если Вы хоть чуть-чуть заинтересуетесь нашим видом деятельности, это уже плюс нам как представителям спорта, связанным с притягательной с давних времён частью земного шара - небом. Наш аэроклуб является официальной организацией ДОСААФ и имеет все необходимые допуски и разрешения. Мы работаем по трём направлениям: планерный и парашютный спорт, а также обучаем управлением БПЛА. Мы будем очень рады, если сможем подарить вам небывалые ощущения и эмоции. 

 Планеризм - История

     История создания аппаратов тяжелее воздуха заняла половину столетия от махолёта сэра Джорджа Кэйли в 1853 до первого самолёта братьев Райт. Однако планеризм как вид спорта появился только после Первой мировой войны как следствие Версальского мирного договора, который налагал серьёзные ограничения на изготовление и использование одноместных моторных самолётов в Германии. Таким образом в 1920-х и 1930-х годах пока авиаторы и авиаконструкторы во всём мире работали над усовершенствованием моторного самолёта немцы разрабатывали, совершенствовали и летали на всё более эффективных планерах, находя способы использования природных сил в атмосфере, чтобы совершать всё более дальние полёты с большей скоростью. Активная поддержка правительства обеспечила подготовку опытных лётчиков для военных самолётов ко времени, когда нацистская Германия аннулировала Версальские соглашения и стала готовиться ко Второй мировой войне — тем не менее, для большинства планеристов их спорт не имел никакого военного подтекста.

    Первые соревнования по планерному спорту в Германии состоялись на Вассеркуппе в 1920г., их организатором выступил Оскар Урсинус. Время лучшего полёта составило две минуты, был установлен мировой рекорд дальности — 2 км. В течение последующих десяти лет эти соревнования стали международными, а планеристы показывали всё лучшие результаты продолжительности и дальности полёта. В 1931г. Гюнтер Грёнхофф пролетел 272 км из Мюнхена в Чехословакию, дальше, чем это считалось возможным.

    В 1930-х планерный спорт получил распространение во многих странах. В программе летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине прошли показательные соревнования по планерному спорту, и он должен был стать олимпийским видом спорта на Играх 1940 года. Для этого в Германии был разработан планер Олимпия, но Олимпийские игры не состоялись в связи с началом Второй мировой войны. К 1939г. основные рекорды в планерном спорте были установлены советскими спортсменами, в том числе рекорд дальности 748 км.

    Во время войны развитие планерного спорта в Европе было приостановлено. Несмотря на то, что в ряде военных операций Второй мировой войны были задействованы военные планеры, они летали, не используя восходящих потоков воздуха, и не были связаны с планерным спортом. Тем не менее, ряд немецких асов, включая Эриха Хартманна, начинали свою карьеру с обучения полёту на планерах.

    Планерный спорт не стал Олимпийским видом после войны по двум причинам: во-первых, сказалась нехватка планеров; во-вторых, не был найден компромисс относительно единой модели планера для соревнований. Введение авиационных видов спорта, таких как планерный, в олимпийскую программу предлагалось руководством Международной авиационной федерации, но эти инициативы было отклонены в связи с недостаточным общественным интересом.

    Во многих странах в 1950 годах многие подготовленные пилоты хотели продолжать летать. Среди них были также авиационные инженеры. Они создавали клубы и мастерские по изготовлению планеров, многие из которых существуют по сей день. Это способствовало развитию техники планирующего полёта и планеров; например, количество членов Американского общества планерного спорта возросло с 1 000 членов до 12 500. Увеличение количества пилотов, повышение их квалификации и технологический прогресс дали возможность устанавливать новые рекорды: например, довоенный рекорд высоты полёта был удвоен в 1950 году, а первый полёт на 1 000 км был осуществлён в 1964. Новые материалы, такие как стекловолокно и углеродное волокно, новые формы крыла и профилей, электроника, GPS и более точное прогнозирование погоды позволили многим пилотам совершать полёты, которые до этого считались невозможными. На сегодня более 500 пилотов совершили перелёт более чем на 1 000 км.

    Вместо Олимпийских игр проводится Чемпионат мира по планерному спорту. Первый чемпионат был проведён в Вассеркуппе в 1937 году. После Второй мировой войны Чемпионат стал проводиться с периодичностью один раз в два года. В наше время проводятся соревнования в шести классах для обоих полов, кроме того, существует три класса для женщин и два - для юношеской возрастной категории. Германия - страна, где родился планерный спорт, поныне является мировым центром планерного спорта: в ней проживает около 30 % планеристов мира и три крупнейших производителя планеров. Тем не менее, этот вид спорта популярен во многих странах: по состоянию на 2004 год зарегистрировано 116 000 активных пилотов-планеристов и неизвестное число военных курсантов-планеристов. Ежегодно многие люди совершают свой первый полет на планере. При этом не имеет значения, являются ли их страны равнинными или гористыми, жаркими или умеренными, так как планеры могут летать над большей частью земного шара.

Развитие планерного спорта в СССР и России.

 

    В России первые кружки планеристов были созданы в начале XX века в Москве, Тбилиси, Киеве, Петербурге и Крыму.

Началом массового развития планерного спорта в СССР считаются первые всесоюзные планерные испытания 7 ноября 1923 года в Коктебеле, на которых были зафиксированы первые рекорды СССР. Одним из инициаторов слёта был Константин Арцеулов. Hа первых испытаниях было представлено 9 моделей планеров, в том числе планер А-5 модели Арцеулова. Среди конструкторов планеров первого слета были С.В.Ильюшин, М.К.Тихонравов, В.П.Ветчинкин и Б.И.Черановский. В дальнейшем до 1935 года в Крыму ежегодно проводились слёты планеристов, на которых устанавливались рекорды мира и СССР. В это же время в стране строились планеры оригинальных конструкций, например, БП-2.

    Развитие планеризма в СССР связано с ОСОАВИАХИМом. Его расцвет пришёлся на 1920—1930-е годы, когда начался настоящий бум планерных школ, добравшийся даже до провинции. В 1934г. было учреждено звание мастера планерного спорта СССР. К 1941г. советским планеристам принадлежало 13 мировых рекордов из 18, зарегистрированных Международной авиационной федерацией. В 1948г. создана всесоюзная секция планёрного спорта, с 1966г. самостоятельная федерация планёрного спорта. В 1949г. планёрный спорт включён в Единую Всесоюзная спортивная классификация, проводились чемпионаты СССР по планерному спорту.

Федерация планерного спорта России учреждена 2 ноября 1994 года.

    Согласно Положению о Всероссийских соревнованиях по планерному спорту, соревнования проводятся в следующих основных дисциплинах:

  полёты по заданному маршруту;

  полёты по заданному маршруту через назначенные области;

  полёты по маршруту, выбранному пилотом;

  полёт на расстояние через назначенные области;

  полёт на расстояние по выбору пилота.

 

 

История развития парашютизма

    Исторические материалы России и других стран хранят сообщения о благополучном спуске с большой высоты на «крыльях», зонтах и других приспособлениях. Но первым достоверным изобретением такого рода является предложе­ние гениального итальянского художника, архитектора, изо­бретателя и ученого Леонардо да Винчи, жившего в XV веке.     Он писал: «Если у человека есть шатер из накрахмаленно­го полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет .бросаться с любой большой высоты без опасности для себя».

   Поверхность предложенного Леонардо да Винчи устрой­ства для спуска человека равна примерно 60 м2, а площадь миделя—30 м2. Эти данные близки современному парашюту, и спуск на таком устройстве должен был быть достаточно безопасным. Имея в виду, что в те времена не было научно обоснованных данных о сопротивлении воз­духа, замечательным является такое точное определение основных размеров тормозной поверхности. Свое предложение Леонардо да Винчи не смог реализо­вать.

   Отсутствие практической надобности в спуске человека с больших высот служило препятствием к изобретению и со­вершенствованию снарядов, делающих такой спуск возмож­ном и безопасным.

   Начало развития воздухоплавания, относящееся к концу XVIII века, и частые катастрофы несовершенных в то вре­мя аэростатов побудили изобретателей вплотную заняться созданием аппарата для благополучного спуска человека с большой высоты. Было предложено много устройств — раздуваемых плащей, зонтов и т. п., но наиболее совершенный аппарат такого рода по­строил и лично испытал французский физик С. Ленорман, спрыгнув в 1783 году с обсервато­рии. Интересно отметить, что Ленорман дал этому снаряду название «пара­шют», сохранившееся до сих пор. Это на­звание произведено от двух  слов:  греческого «Пара» («пара») и фран­цузского «сhutе» («шу­те»),   что  обозначает «против падения».

   Первые   парашюты, применявшиеся на аэро­статах, имели либо об­руч, либо спицы для то­го, чтобы купол был все время раскрыт и готов к спуску в любой момент.

   Своеобразно сделана и подвеска парашюта к аэростату. Гон­дола прикреплялась к по­лужесткому   парашюту, который, в свою очередь, соединялся с аэростатом. В 1785 году при одном из показательных   полетов такой аэростат лопнул, а изобретатель его фран­цуз Бланшар благопо­лучно спустился на пара­шюте на землю вместе с гондолой.  Это был первый случай спасения воздухо­плавателя при аварии воздушного шара.

    Полужесткая  конст­рукция парашюта была громоздкой, тяжелой и неудобной. В 1797 году после ряда  катастроф аэростатов француз Гарнерен построил и лично продемонстрировал   до­статочно удобный возду­хоплавательный    пара­шют, который уже не имел каркаса. Его стропы соединялась с гондолой. Гондола, кро­ме того, соединялась с аэростатом с помощью разъемного   устройства. Купол парашюта  был подсоединен своей верх­ней частью к аэростату разрывной тонкой бечев­кой. Таким образом, ку­пол висел не стянутый и при разъединении гондо­лы с аэростатом быстро наполнялся.

    После ряда спусков, сопровождавшихся силь­ным раскачиванием, Гарнерен сделал в куполе полюсное отверстие, что привело к более устойчи­вому снижению.

   Первый прыжок из кабины самолета с парашютом при­нудительного действия был выполнен американцем Берри в 1912 году с высоты около 450 м.

Авиационный парашют - русское изобретение

В 1911 году наш соотечественник Глеб Евгеньевич Ко­тельников, отлично понимая несовершенство парашютов то­го времени и принципиальную непригодность их для приме­нения на самолете, разработал и запатентовал парашют, ко­торый в принципе удовлетворял всем основным требованиям того времени.

   «Я понял,— писал Котельников в своих воспоминаниях,— что для употребления на самолете необходимо создать проч­ный и легкий парашют. Сложенный, он должен быть совсем небольшим. Главное, чтобы он находился всегда на че­ловеке. Тогда летчик сможет спрыгнуть и с крыла, и с любого борта самолета».

    Главной особенностью созданного Котельниковым пара­шюта явилась его автономность, возможность пользо­ваться им независимо от самолета. Кроме того, парашют Котельникова содержал новые и необычные для того вре­мени элементы конструкции, и сейчас являющиеся совер­шенно обязательными для каждого авиационного парашюта.

    Парашют Котельникова был компактен. Купол парашюта состоял из шелка, а не из плотного, иногда прорезиненного, материала. Стропы парашюта разделялись на группы и кре­пились к плечевым обхватам подвесной системы, а не к поя­су летчика.

Все современные парашюты сконструированы по прин­ципиальной схеме ранцевого парашюта Котельникова.

    Позже, в 1923—1024 годах, Котельников предложил ра­нец для укладки парашюта в виде раскрывающегося конвер­та с лентами-ячейками (сотами) для строп.  Котельников создаёт парашют РК-2 полужесткого типа и РК-3 с ранцем  конвертообразной формы и резинками. 

И принцип ранца в виде конверта и соты для строп так­же являются обязательной принадлежностью современного парашюта. 

    Бурное развитие авиации потребовало усовершенствова­ния парашюта. Идея Котельникова о том, что авиационный парашют должен быть при летчике и раскрываться по его воле в любой момент после оставления самолета, восторже­ствовала. Во многих странах стали проектировать, изготов­лять и испытывать такие парашюты. 

    В СССР первый вынужденный прыжок из самолета был выполнен 23 июня 1927 года летчиком-испытателем М. М. Громовым - Героем Советского Союза. Самолет, кото­рым управлял Громов, не выходил из штопора, и его при­шлось покинуть на высоте около 500 м. Оставление самоле­та и приземление произошли вполне благополучно.

    Пионером парашютизма как спорта в СССР является летчик Леонид Григорьевич Минов.

    Целым рядом показательных и экспериментальных прыжков Л.Г.Минов, его помощник Я.Д.Мошковский и их уче­ники шаг за шагом внедряли веру в безотказность парашю­та, прыгая из самолетов разных типов на различных режи­мах полета.

    Датой начала развития массового парашютного спорта в нашей стране является 26 июля 1930 года. В этот день в Во­ронеже на аэродроме начались первые в СССР прыжки во­енных летчиков под руководством Л.Г.Минова.

    2 августа 1930 года - под Воронежем был совершен первый десант, прыгнуло 15 человек.

    Если первый затяжной прыжок, выполненный 22 мая 1932 года Н.Евдокимовым, продолжался всего 14 сек., то уже через год рекордный прыжок В.Евсеева, выполненный в октябре 1933 года, составил 132 сек. С высоты 7200 м он пролетел более 7000 м и на высоте 150 м от земли раскрыл свой парашют.

    В настоящее время современные парашюты позволяют выполнять прыжки из стратосферы.

    Появилось много спортивных дисциплин по парашютному спорту, в которых наши соотечественники убедительно занимают ведущие позиции.